Создание ИИ-продуктов по методологии Scrum: опыт компании Таймлист и 1С
В этой статье мы обсудим успешное применение подхода Agile в управлении проектами и поделимся нашим опытом внедрения методологии Scrum.

Краткий обзор Agile и Scrum

Основная идея философии Agile заключается в сосредоточении на людях и их взаимодействии, в отличие от традиционного акцента на конкретных инструментах и строгих правилах.

Гибкое управление особенно важно в сферах, где проектные результаты трудно предсказать, например, в разработке программного обеспечения, где сложно заранее определить сроки и качество выполнения.

Особую сложность представляет управление генеративными инструментами на базе технологий искусственного интеллекта, что добавляет новый уровень неопределенности в организацию проектной работы.
Что собой представляет методология SCRUM?

SCRUM — это метод управления проектами, основанный на итеративном процессе, разбитом на спринты длительностью от 1 до 4 недель. В начале каждого спринта команда устанавливает цели и планирует работу на текущий цикл, опираясь на видение конечного продукта.

В ходе работы команда ежедневно проводит короткие стендапы, длительностью не более 15 минут, для координации действий.

По завершении спринта проводится обзор результатов и публикация инкремента. Затем проходит ретроспектива, на которой обсуждаются способы улучшения взаимодействия команды.

Мировой опыт внедрения SCRUM в компаниях, занимающихся разработкой искусственного интеллекта

Согласно последнему профильному исследованию в области, 17th State of Agile Report, в 2023 году 71% команд по разработке ПО используют Agile подход.

Среди пользователей гибких методологий 63% команд применяют SCRUM, что подтверждает его статус самого популярного метода управления проектами.

Успешные примеры :

● INTEL - внедрение SCRUM сократило время проектного цикла на 66%.
● Adobe - значительно улучшилась коммуникация между инженерами компании.
● Netflix - SCRUM ускорил реакцию на изменения и позволил проводить эксперименты с новыми функциями.

В России, по результатам исследования 2022 года среди компаний, применяющих Agile-методологии, как и в мировых трендах, подавляющее большинство — 82% — используют метод SCRUM.
Методология SCRUM в разработке искусственного интеллекта

Внедрение искусственного интеллекта в продуктовые разработки становится всё более актуальным, что способствует применению гибких методологий управления.

Почему разработка ИИ так эффективно сочетается с подходом SCRUM? Специалисты Scrum Inc., одного из ведущих экспертов в области Agile, утверждают: “SCRUM лучше всего работает в сложных средах, где небольшие изменения могут вызывать удивление и неопределенность, что характерно для проектов в области машинного обучения.”

Компания 10Clouds, признанная Financial Times как одна из 50 самых быстрорастущих компаний Центральной и Восточной Европы, активно делится своим опытом применения SCRUM в своих блогах. По данным Brainhub, ИИ-проекты составляют 50% всех проектов этой компании, что свидетельствует о значительном успехе, достигнутом благодаря SCRUM-практикам.
Внедрение искусственного интеллекта в продуктовые разработки становится всё более актуальным, что способствует применению гибких методологий управления.

Кейс российской компании Таймлист

Я занимаю должность директора по маркетингу, продажам и партнёрским отношениям в компании "Таймлист" и хотел бы рассказать о том, как методология SCRUM применялась в структурах нашей организации.

Описание компании и ее деятельности

Во-первых, позвольте представить нашу компанию и её деятельность. "Таймлист" — дочернее предприятие компании "1С", специализирующееся на разработке искусственного интеллекта под брендом “Таймлист AI”. На сегодняшний день "Таймлист AI" внедрён в наши программные продукты, такие как "Таймлист Лайт", "Таймлист Корп" и "1С:Совещание", а также интегрирован в "1С:Документооборот 2.1", "1С:Документооборот 3.0" и "Битрикс24". Эти достижения стали возможны благодаря нашей талантливой команде и эффективной организации бизнес-процессов.

"Таймлист AI" представляет собой искусственный интеллект, способный расшифровывать аудиозаписи встреч и создавать автопротоколы (резюме основных обсуждаемых тем) с возможностью интеграции в закрытые корпоративные системы.

С самого начала мы решили следовать пути инновационных компаний, приняв философию AGILE. Выбор пал на гибкую методологию SCRUM. Как альтернативу, мы рассмотрели методологию LeanDS, но, имея необходимость разработки полноценного сервисного продукта и его маркетингового продвижения, остановились на выборе SCRUM.

Если для ваших проектов более результаты машинного обучения выступают более автономным инкрементом - рекомендуем рассмотреть методологию LeanDS.

Сегодня хочу поделиться с читателями статьи о трудностях, с которыми мы столкнулись, как мы их преодолели, и где мы находимся сейчас. Я буду рад, если информация в статье поможет и другим проектам следовать методологии SCRUM и не бояться внедрять ее в процессы.

Хотел бы рассказать о тех вызовах, с которыми мы столкнулись, а также уверен, что эти вызовы могут быть знакомы и Вам:

Вызов 1. Никто не знаком со SCRUM

На старте у нас собралась команда высококлассных специалистов в своих областях, включая разработку продуктов на базе "1С", разработку ИИ и ведение бизнеса, но никто ранее не работал по SCRUM. Это не стало препятствием для внедрения методологии. В первые дни мы провели несколько тренингов, основанных на книге Джеффа Сазерленда "Scrum. Революционный метод управления проектами".
Эти тренинги помогли команде понять необходимость стендапов, планирования, ретроспектив и демо. В итоге был выбран SCRUM-мастер, который совмещал свою прямую роль в команде UX/UI-дизайнера с управлением и фасилитацией по методологии SCRUM, а также Product Owner, которым стал наш директор по продукту.
Важно: официальная должность и роль в команде могут называться по-разному.

Для всей команды были введены обязательные мероприятия: стендапы, планирование спринтов, демонстрация результатов в конце спринтов и ретроспективы. Внедрены такие артефакты, как бэклог продукта, бэклог спринта и инкременты. Мы формируем бэклог на основе User Story (пользовательских историй), каждая из которых должна приносить ценность как внутреннему, так и внешнему заказчику, и иметь критерий готовности для оценки её завершённости в конце спринта. Оценка User Story проводится командой на планировании спринта с использованием метода покер-планирования.

Вызов 2: Команда из разных городов России

На старте проекта я волновался, что наша команда, распределённая по различным городам, не сможет полностью взаимодействовать в офлайн-формате. Традиционные методологии часто требуют очного общения, что упрощает взаимодействие.

Спасибо COVID-19, что популяризировал дистанционную работу. (нет)

Однако, благодаря популяризации дистанционной работы, мы смогли адаптироваться. В настоящее время члены нашей команды работают из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов.

Мы успешно освоили онлайн и гибридные форматы встреч, научились дистанционно оценивать User Story и проводить покер-планирование. Для этого мы используем инструмент Planning Poker (https://pplanning.ru/). Мы оптимизировали время на планирование, ретроспективы и демонстрации, которые в классическом SCRUM могут занимать целые дни, но мы научились выполнять их быстрее без потери качества.
На стендапы каждый член команды приходит подготовленным. Мы используем таблицу в Notion (https://www.notion.so), чтобы заранее записать, что было сделано вчера и что предстоит сделать сегодня. Такой подход позволяет нам проводить стендапы быстро и эффективно. Средняя продолжительность наших стендапов составляет 10-15 минут.
Вызов 3: Создание успешной компании

Другим вызовом стало то, что большинство гибких методологий, включая SCRUM, изначально разрабатывались преимущественно для команд, работающих над одним продуктом.
Важная мысль №1: Наше ноу-хау и ядро компании — это разработка искусственного интеллекта, но без воплощения ИИ в продукты и сервисы, оно останется неиспользованным. Разработчики ИИ могут создавать фантастические технологии, но без продуктовой команды эти разработки не найдут своего применения на рынке.
Важная мысль №2: Наличие выдающегося продукта не гарантирует успеха компании. Без эффективных продаж и маркетинга даже классный продукт останется неизвестным и невостребованным, а без продукта маркетинг будет бессмысленен. Поэтому наша команда включает юнит по маркетингу и продвижению продукта на рынке.
По этой причине наша команда разделена на специализированные блоки, которые мы называем юнитами. Мы начали с формирования трёх ключевых юнитов: разработки ИИ, разработки продуктов и взаимодействия с клиентами, при этом стремясь функционировать как единое целое.

Разнообразие специализаций в различных юнитах потребовало от нас адаптации стандартных подходов. В результате мы разработали уникальную версию методологии, которую назвали "Timelist Scrum".
В компании "Таймлист" общая Scrum-команда, работающая над продуктом с искусственным интеллектом, разделена на два юнита: разработку и маркетинг (взаимодействие с клиентами).

Процесс планирования осуществляется коллективно, но маркетинговая команда имеет свои специфические пользовательские истории, требующие отдельного планирования. Итоговое количество Story Points по маркетингу интегрируется в общее планирование спринтов.

Спринты длятся 2 недели, что обусловлено высокой динамикой и изменчивостью в области разработки ИИ.

Планирование спринтов проводится в первый понедельник каждого спринта, а ретроспективы и демонстрации результатов — в последнюю пятницу.

Ежедневные стендапы проходят в 10 утра и служат отличным началом рабочего дня.
Для оценки сложности User Stories используется покер-планирование с карточками баллов по системе Фибоначчи.

Также в "Таймлист" проводится опрос счастья, который, несмотря на первоначальную непривычность, позволяет оценивать общее удовлетворение команды и оперативно реагировать на возможные проблемы. Этот инструмент играет важную роль в нашей корпоративной культуре и поддерживает высокий уровень мотивации сотрудников.
Подводя итог...

Хотелось бы подчеркнуть, что непреодолимых проблем не существует. Наш опыт в компании "Таймлист" демонстрирует, что с правильным подходом и ясным пониманием методологии можно эффективно организовать работу команды, даже в такой сложной и динамичной области, как разработка искусственного интеллекта.

Мы надеемся, что наш опыт и эта статья будут полезны как молодым, так и опытным предпринимателям, стремящимся создать инновационную компанию, но не знающим, с чего начать. Мы поделились нашими методами внедрения SCRUM и особенностями его адаптации для гибридных команд, в надежде, что это станет полезным руководством и поддержкой для тех, кто стоит перед подобными задачами.
Не упустите возможность изменить свой бизнес к лучшему. Свяжитесь с нами уже сегодня и узнайте, как Таймлист может помочь вам достичь новых высот.

Узнайте больше о тайм-менеджменте и инновационных инструментах экономии времени, использующих искусственный интеллект в нашем Telegram-канале.